Для чего нужны занятия актерским мастерством?

Стоит разобраться, для чего же люди различных профессий занимаются актерским мастерством? Этот вопрос нам задают часто знакомые, друзья – те, кто далек от мира театрального искусства. Пишем об этом, описывая тот или иной курс, но вопросы все равно возникают, и мы решили рассказать подробнее о механизме применения получаемых на курсе знаний и умений.
Расшифруем то, что возможно…

Итак, какие навыки можно развить/получить?

1. Коммуникабельность.
Взаимодействие с другим объектом в процессе общения – это и есть коммуникабельность. Здесь, как и при взаимодействии актеров, находящихся на одной сцене, присутствует инициатива. В идеале – с обеих сторон. В жизни, как и на сцене, при общении желательно уметь грамотно быть как ведущим, так и ведомым. Это касается доверия к партнеру, продуктивности общения, уверенности в своей значимости в процессе общения, правильного «посыла», умения заинтересовать и множества других вещей, делающих вас «мастером общения».

Актерский курс включает как парные, так и групповые упражнения. И здесь все основано на понятии «ведущий-ведомый». Студенты учатся инициативу в свои рук, «вести» разговор либо телесное взаимодействие, и напротив, «слушаться» партнера, быть чутким, не зацикливаться только на своих ощущениях. Учатся ответственности за себя и за того, кто им доверился.

2. Преодоление страха публичности
Упражнение, выполняемое студентом на занятии, поглощает все его внимание. Это идеал. И к этому идеалу мы стремимся в процессе обучения. Для чего?

Существует такое понятие (еще по Станиславскому) «круги внимания». На занятиях студент учится переключать внимание усилием воли, это достигается простой тренировкой. Если упражнения выполнять регулярно, постепенно человек сможет, при выполнении своей задачи (выступить публично, спеть, прочесть текст, стих, доклад, сыграть роль) сосредотачиваться полностью на процесс е и отключать в своем сознании раздражающие извне факторы. На него уже не будут влиять наличие зрителей, оппонентов, смешки или кашель в зале, либо, к примеру, присутствие строго научного руководителя при чтении доклада.

При выполнении упражнения на занятии студент настолько увлечен процессом, что забывает о главной, постоянно тревожащей его проблеме — как же все-таки преодолеть страх. Важно делать, и не волноваться, кто и что подумает. Именно это задача упражнений – позволить себе быть собой, и забыть про мнение окружающих.

Чем добросовестнее вы выполняете задания, чем больше вовлечены, тем меньше вас пугает мнение окружающих. Это достигается не сразу, но навык нарабатывается.

Наконец, наступает момент, когда вы чувствуете себя комфортно в учебной группе, при выполнении заданий. На данном этапе происходит выход из зоны комфорта – работа на зрителя. В этом помогают учебные выступления, как закрепление результата.

Страх сцены, т.е. страх «ошибиться перед сторонними людьми», не проходит мгновенно. Кому-то достаточно малого количества выступлений, а кто-то выходит на сцену неоднократно, чтобы победить самого себя. Однако, принцип тот же, что и при внутригрупповых упражнениях — вы погружаетесь в процесс и забываете о зрителе.

3. Эмоции.
Проявлять эмоции в нужный момент – так, чтобы они не только оставались внутри вас, но и были заметны окружающим, — важное качество не только для артиста, но и для любого человека. В личных отношениях,  в компании, при выступлении. Часто внутри нас все «бурлит», эмоции (положительные или негативные) переполняют, однако голос звучит ровно, мы боимся показать себя, сдерживаемся, чтобы  выглядеть «правильно», бесстрастно…

И окружающие не видят глубину переживаний, часто воспринимают нас абсолютно по-другому, а мы ведь именно такие!  Нас видят «унылыми», «закрытыми», «равнодушными»…
Чтобы этого не происходило, требуется выход эмоций.  Работать с эмоциями, «управлять» ими вы можете научиться на занятиях актерского курса. Это позволяет наладить и регулировать общение, способствует развитию.

4. Самопознание, саморазвитие.
Актерское мастерство помогает узнать ресурсы тела, научиться им управлять. То же касается и голоса. Правильная, развитая пластика, поставленный голос  могут стать помощниками в жизни. Часто бытует мнение, что, овладев искусством игры, актер перестает быть самим собой, постоянно носит маски и даже в жизни играет роли. Безусловно, он может это делать, если «игра в жизнь» — его вторая натура. Но все же, «играть роли» – не является основной задачей актерского искусства. Это всеобщее заблуждение, и при обучении преследуются противоположные цели.

Мастерство актера – не искусство вранья, а умение быть собой, искать других в себе, и себя в других. Это возможность самопознания через профессиональные техники и упражнения. И возможность «выстроить» себя – какие-то черты развить, другие же, мешающие, сгладить.

Поэтому, тем, кто мечтает научиться врать не краснея, мы полезными быть не сможем :)

5. Быть ярким.

Аудитория подпитывается от того, кто азартен, «с горящими глазами». И это говорит о том, что аудиторию можно себе подчинить. А подчинив, появляется возможность вести за собой. Вспомним хорошие спектакли, фильмы — насколько верим художественному вымыслу сильного актера! Он становится узнаваемым, ярким, выделяется для вас из общей массы.

У нас нет задачи сделать вас великим актером. Но обратить на себя внимание, запомниться, вызвать интерес — в ваших силах. Ключ к успеху  — развитие воображения, фантазии. Вы сочиняете актерский этюд, работаете над отрывком из пьесы, и чем необычнее будет подход, чем больше придумаете приспособлений, обстоятельств, тем больше запомнитесь зрителю. А  способствует этому именно развитая фантазия. И она поддается тренировке, главное — практика…

6. Искусство импровизации.
Сегодня публика на вас не настроена. Ну, вот не хотят слушать, и всё! Вы им не интересны, они зевают. И вообще, они одного ждали, а вы им другое предлагаете.
Тогда стоит поменять их ожидания. Тут нужно чем-то удивить зрителя (слушателя, оппонента). Тот самый «взрыв шаблона». Вы способны настроить на вас аудиторию, пусть они «проснутся» от неожиданности. И в каждой ситуации это действие выглядит, конечно, по-разному, и зависит от умения импровизировать.
Способность к импровизации тоже можно развить. Этому нужно  учиться, и постоянные тренировки немаловажны. Лучше, если вы часто выходите на публику с импровизационными заданиями. Поначалу, это ваши одногруппники, потом уже – зрительный зал.

Достигнутые результаты иногда удивительны.

7. Отношения с окружающими.
Иногда кажется, что современный мир – это сообщество аутистов. Каждый погружен в себя, мы мало общаемся, погружены в себя, в собственные проблемы. Мы разучились смотреть в глаза друг другу.

А ведь так хочется, чтобы на тебя реагировали, улыбались. Улыбка – это открытость миру.

О том, что улыбка, живость, настроенность помогают в общении и в отношениях, даже странно упоминать — это факт.

И здесь начинать нужно с небольшого, дружелюбно настроенного коллектива, а потом уже переносить навыки в жизнь.
В ходе парных и групповых занятий  используются те самые «командообразующие» упражнения, которые так модно сейчас упоминать. Они помогают достичь сплоченности группы, достичь комфорта в общении, вызвать искреннее желание улыбаться, идти на контакт, искать пути продуктивного общения и даже дружбы.
Саморазвитие — сложный и длительный процесс. И  перечисленные пункты – это только малая часть того, чего можно добиться.  И если вы настроены всерьез, готовы работать, ваша жизнь может в корне измениться. Это доступно в любом возрасте, было бы желание.

Как положительный побочный эффект, вы внезапно сможете ощутить… что стали намного счастливее.
И последнее. Театр – чудо, волшебство. Пространство творчества и фантазии. Это то, что меняет мир и людей в нем. Он может изменить и вас!